Система менеджмента качества
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для руководства и управления организацией применительно к качеству.
При вхождении России в Европейское и мировое сообщество в ходе Болонского процесса одним из необходимых условий подтверждения любым российским вузом своего статуса является наличие системы менеджмента качества (СМК). Вузы, находящиеся в условиях жесткой конкуренции, испытывают потребность в разработке таких систем, получении результативности и эффективности от их внедрения.
Одним из распространенных международных средств подтверждения качества образования является наличие сертифицированной системы менеджмента качества.
Поэтому специалисты высшей школы все чаще пытаются применить в своих вузах модели менеджмента качества, проявившие свои достоинства и универсальность в сфере экономики. Речь идет о применении требований международных стандартов ИСО серии 9000.
Сертификация СМК вуза дает ряд преимуществ перед другими вузами. У обладателя сертификата системы менеджмента качества повышается имидж вуза, уровень управления качеством образования, а также шансы на победу в конкурсах, грантах и при заключении договоров и контрактов, повышается доверие со стороны инвестиционных компаний, возможно увеличение притока инвестиций.
ПРЕИМУЩЕСТВА ОТ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА,
СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ТРЕБОВАНИЯМ ГОСТ Р ИСО 9001-2015
Применение системы менеджмента качества является стратегическим решением для образовательной организации, которое может помочь улучшить результаты ее деятельности и обеспечить прочную основу для инициатив, ориентированных на устойчивое развитие.
Потенциальными преимуществами от применения системы менеджмента качества, основанной на стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2015 являются:
a) способность стабильно предоставлять продукцию и услуги, которые удовлетворяют требования потребителей и применимые законодательные и нормативные правовые требования;
b) создание возможностей для повышения удовлетворенности потребителей;
c) направление усилий на риски и возможности, связанные со средой и целями образовательной организации;
d) возможность продемонстрировать соответствие установленным требованиям системы менеджмента качества.
ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
1. ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Вузы зависят от своих потребителей, в качестве которых мы признаем государство в лице Министерства образования РФ, работодателей (предприятия и организации, принимающие на работу наших выпускников), студентов и их семьи, общество в целом и другие заинтересованные стороны. Мы должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и соответствовать их ожиданиям.
2. ЛИДЕРСТВО РУКОВОДСТВА
Руководство обеспечивает единство цели и направления деятельности организации. Ему следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой сотрудники могут быть полностью вовлечены в достижение поставленных целей и решение задач организации в области качества.
3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЮДЕЙ
Работники всех уровней являются сутью организации, и их полное вовлечение позволяет использовать их способности для пользы организации.
4. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД
Желаемый результат достигается эффективнее, если различными видами деятельности и соответствующими ресурсами управляют как процессом.Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействует результативности и эффективности организации для достижения ее целей.
5. УЛУЧШЕНИЕ
Улучшение деятельности вуза в целом следует рассматривать как его неизменную цель.
6. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ, ОСНОВАННЫХ НА СВИДЕТЕЛЬСТВАХ
Эффективные решения основываются на анализе свидетельств, что предполагает построение действенной системы сбора и анализа информации обо всех аспектах деятельности вуза и о его взаимоотношениях с «внешней средой». Такая информация должна включать все установленные и «измеряемые» показатели качества всех рабочих процессов и результатов деятельности вуза и анализироваться на степень достижения целей, определенных в стратегическом плане его развития.
7. МЕНЕДЖМЕНТ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Вуз и его партнеры взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности. В качестве таких партнеров могут рассматриваться:
- школы, лицеи и другие учреждения общего среднего образования, выпускники которых собираются поступать в вуз;
- организации, в которых работают или будут работать выпускники вуза. К этим стратегическим партнерам в первую очередь относятся те, с которыми вуз связан партнерскими отношениями (включая договоры о сотрудничестве и целевой подготовке специалистов, сотрудничество в области научных исследований и разработок, спонсорскую помощь и т. д.);
- Министерство образования и науки РФ, администрации краев, областей и городов, общественные организации и организации, которые по каким-либо другим причинам заинтересованы в сотрудничестве с вузом и являются партнерами вуза;
- другие вузы России и зарубежных стран, заинтересованные в сотрудничестве с вузом;
- любые поставщики продукции и услуг, необходимых для вуза.
Внутренние аудиторы
НОК
С апреля по июнь 2021 года Общественным советом по независимой оценке качества (НОК) при Министерстве науки и высшего образования РФ проводились сбор и обобщение информации об условиях осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам.
В рамках проекта в университете работал независимый эксперт, проводились выборочное тестирование всех категорий обучающихся и работников университета и анализ сайта.
Университет в очередной раз подтвердил высокий уровень условий осуществления образовательной деятельности:
«Открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность» - 98,17%
"Комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность" – 98%
"Доступность услуг для инвалидов" – 99,45%
"Доброжелательность, вежливость работников" – 99%
"Удовлетворенность условиями ведения образовательной деятельности организаций" – 99,7%
Поздравляем обучающихся и работников университета с успешным прохождением НОК условий осуществления образовательной деятельности.
Плановый инспекционный контроль СМК университета
30.11.2024 года по результатам планового инспекционного контроля, проводившегося органом по сертификации «Фавор» (Россия, г. Москва) системы добровольной сертификации «Международный стандарт качества» университетом было получено подтверждение действия сертификата соответствия системы менеджмента качества требованиям международного стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) применительно к образовательной, научной и инновационной деятельности в сфере высшего образования № RU.МСК.029.102.СМ.17210.
Комиссией отмечено, что в университете поддерживается результативное функционирование сертифицированной СМК, продемонстрированы улучшения в ряде областей деятельности, способность достигать поставленных целей.