ИНЖЕНЕРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ (МЕХАНИЗАЦИИ С/Х) В 21 ВЕКЕ

10 июня 1950 г. в Рязанском сельскохозяйственном институте открылся факультет-механизации сельского хозяйства, который был организован Постановлением Совета Министров и призван готовить инженеров-механиков широкого профиля, умеющих грамотно эксплуатировать, проводить техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники, конструировать новые машины. На основании результатов вступительных экзаменов на факультет были зачислены 71 студент, из них фронтовиков - 6, школьников - 52, окончивших техникумы - 2. В числе поступивших было 9 девушек. Несколько позже перевелись с агрофака на мехфак и из других вузов еще 4 студента.

В сентябре 1953 г. на базе кафедры механизации и электрификации сельскохозяйственного производства были созданы специальные кафедры: тракторов и автомобилей; сельскохозяйственных машин; эксплуатации и ремонта машин.
 
Первым деканом факультета был избран Коновалов Владимир Федорович, 1915 года рождения, кандидат технических наук. Он возглавлял факультет с 1950 по 1956г.
 
Владимир Федорович окончил Московский институт механизации и электрификации сельского хозяйства, фронтовик, орденоносец, личность яркая, одаренная, талантливая. Он вложил в основание факультета все свои лучшие человеческие и профессиональные качества. С большой теплотой и благодарностью вспоминают его выпускники 50-х годов.

В последующие годы факультетом руководили д.с.-х.н., профессор Ф.В. Грищенко (с 1956 по 1962 г.), к.т.н., доцент И.Е. Либеров (с 1962 по 1970 г.), к.т.н., доцент Б.А. Ларин (с 1970 по 1974 г.), к.т.н., доцент Л.Я. Орлов (с 1974 по 1978 г.), к.т.н., профессор А.М. Лопатин (с 1978 по 2001 г.), который возглавлял факультет более 22 лет, внес значительный вклад в подготовку специалистов инженерной службы АПК Рязанской, Тамбовской, Тульской, Липецкой, Московской и др. областей. Автор более 80 печатных трудов, в том числе 3 учебных пособия и 5 изобретений. За выдающиеся заслуги и добросовестный труд награжден правительственными наградами. С 2001 по 2009 годы деканом являлся д.т.н., профессор, действительный член (академик) Российской академии транспорта, почетный работник высшего профессионального образования РФ Н.В. Бышов. С 2009 по 2010 годы факультет возглавлял д.т.н., профессор С.Н. Борычев.

В настоящее время деканом является к.т.н., доцент А.Н. Бачурин, которому помогают заместители: по учебной работе – Ю.В. Якунин; по практикам и рабочим профессиям – С.Е. Крыгин; по воспитательной работе среди студентов – к.т.н., доцент Р.В. Безносюк.

Учебный корпус инженерного факультета

 

сентябрь 1971 год

 

 

май 2016 год
За 53 года факультет механизации с.-х. вырос в самый крупный в академии, получив в 2003 году статус инженерного факультета.

До 2006 г. на инженерном факультете велась подготовка инженеров по шести специальностям:
- механизация сельского хозяйства;
- электрификация и автоматизация сельского хозяйства;
- организация перевозок и управления на транспорте;
- сервис транспортных и технологических машин и оборудования;
- автомобили и автомобильное хозяйство;
- автомобильные дороги и аэродромы.

С 1.09.2006 г. на базе инженерного факультета был создан автодорожный факультет. В настоящее время на факультете учится около 1200 студентов, а педагогический коллектив в составе 8 кафедр насчитывает 117 сотрудников, из которых 16 докторов технических наук, профессоров, 39 кандидатов наук, доцентов. В составе факультета 2 общетехнические кафедры и 6 специальных.

В 1955 году состоялся первый выпуск факультета механизации. Молодые инженеры-механики по эксплуатации и ремонту тракторов, автомобилей и сельхозмашин были распределены в Рязанскую область и на целинные земли.

За годы существования выпущено более 10000 специалистов – инженеров, более 200 бакалавров и свыше 100 человек магистров.
 
В составе факультета действуют научно-исследовательские лаборатории, студенческое конструкторское бюро.

С 12 мая 1995 года функционирует Совет по защите докторских диссертаций.

С первых лет организации коллектив факультета постоянно оказывает существенную помощь труженикам сельского хозяйства.

В 1954-1955 годах под руководством И.Е. Либерова и А.И. Самошина были проведены автопробеги по тракторным бригадам Рязанской области, во время которых студенты и преподаватели участвовали вместе с механизаторами в ремонте техники.

Освоение целины стало одной из ярких страниц истории нашего народа. Не остался в стороне и коллектив факультета механизации с.-х.
В 1957-1959 г.г. свыше 300 студентов принимали участие в уборке целинного урожая в Казахстане. За доблестный труд студенты Н.П. Радугин Н.И. Мокроусов и М.М. Слугин были награждены медалями – «За освоение целинных и залежных земель»; в 2004 году А.М. Лопатин, С.В. Челышев, А.С. Мирохин награждены памятной медалью «50 лет начала освоения целинных земель».
 
С 1970 г. на факультете стали ежегодно формироваться студенческие механизированные отряды. Первый такой отряд из 40 студентов мехфака, убирал урожай в Захаровском районе Рязанской области. Командиром отряда был Виталий Ганченко, комиссаром – Владимир Самошин.


1975 год,  совхоз «Пионер» Пронского района


В последующие годы в хозяйства области постоянно выезжают по 10-15 отрядов, в составе которых до 300 студентов. За сезон убирается зерновых с площади 20-25 тысяч га, вспахивается до 4-6 тысяч га зяби. Студенты устанавливают и рекорды по намолоту зерна. В 1987 г. М. Солдатов намолотил на комбайне СК-5 1000 т зерна, а в 2003 г. – Н. Улитин на комбайне Дон-1500Б – 1600 т., 2008 г. на комбайне Дон-1500Б – А.Галкин намолотил 1818 т. В 2012 году боец механизированного отряда Дмитрий Руппель установил новый рекорд, на комбайне Дон-1500Б намолотил 2462 тонны зерна. На комбайнах иностранного производства в 2008 году М. Рожков намолотил 2400 т зерна, а в 2015 Нуштаев Николай на комбайне Claas Tucano 450 намолотил 2520 т зерновых и 1553 т кукурузы на зерно.


Highslide JS

Проводы бойцов механизированных отрядов
Highslide JS

Вручение наград по итогам работы в студенческих отрядах