1950 г., 10 июня Решением Совета министров СССР открыт факультет механизации с./х. с набором 75 студентов в год.
1953 г., сентябрь Организованы специальные кафедры – тракторов и автомобилей, ремонта и эксплуатации машин, сельскохозяйственных машин.
1954 г., сентябрь Первый автопробег по тракторным бригадам Рязанской области.
1955 г., 30 июня Состоялся первый выпуск 61 инженера-механика.
1957 г., июль-октябрь Выезд первого механизированного отряда на уборку урожая в Казахстан.
1961 г., сентябрь Открыт прием в аспирантуру.
1963 г., сентябрь Созданы кафедры технологии металлов и ремонта машин, эксплуатации машинно-тракторного парка, механизации животноводческих ферм, высшей математики и физики.
1967 г., январь Начато строительство корпуса мехфака в Мервино.
1968 г., ноябрь Декан факультета Ф.В. Грищенко защитил докторскую диссертацию.
1970 г., июль Сформирован первый студенческий механизированный отряд, направлен на работы в Захаровский район.
1971 г., сентябрь Вступил в эксплуатацию новый корпус факультета.
1971 г., ноябрь Открыта научно-исследовательская лаборатория по гранулированию кормов под руководством В.Ф. Некрашевича.
1973 г., март Президиум Верховного Совета СССР наградил группу бойцов мехотрядов медалями «За трудовую доблесть».
1976 г., январь Начал работать специализированный Совет по защите кандидатских диссертаций.
1980 г., январь Создано студенческое конструкторское бюро.
1989 г., июль Состоялся двадцатый выезд механизированных отрядов на уборку урожая в хозяйствах нашей области.
1990 г., июнь Факультету механизации 40 лет. На факультете 8 кафедр, в составе которых 3 профессора, 35 доцентов и преподавателей, обучается 860 студентов. Работают учебный парк машин, научно-исследовательская лаборатория, студенческое конструкторское бюро.
1994 г., июнь Начал работать специализированный Совет по защите докторских диссертаций.
1996 г., сентябрь Открыта новая специальность «Автомобили и автомобильное хозяйство» с набором 80 студентов.
1997 г., сентябрь Начата подготовка инженеров-механиков по специальностям «Эксплуатация электромеханических установок» и «Механизация переработки с./х. продукции».
1998 г., сентябрь Открыта новая специальность «Электрификация и автоматизация с./х.».
2000 г., июнь Факультету 50 лет. На факультете 10 кафедр, учебный пар машин, студенческое КБ, три научно-исследовательских лаборатории. Работают 20 докторов наук и профессоров. Учится 1000 студентов.
2003 г., февраль Факультет механизации переименован в инженерный факультет в связи с открытием подготовки по новым инженерным специальностям.
2005 г., апрель На факультете проводилось заседание УМО вузов РФ в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов.
2005 г., июнь Факультету 55 лет. Ведется подготовка инженеров на 13 кафедрах, в составе которых – 120 сотрудников. Получают образование 2500 студентов.
2006 г., сентябрь На факультете проводился семинар деканов агроинженерных специальностей аграрных вузов. Заседание УМО.
2006 г., сентябрь На базе факультета организован «Автодорожный факультет».
2008 г., май Реконструирован учебный корпус №2 с вводом в эксплуатацию 4 этажа, площадью 1400 м2
2010 г., июнь Инженерному факультету 60 лет.
2010 г., сентябрь Начата подготовка магистров по направлению подготовки «Агроинженерия»
2011 г., июнь Состоялся первый выпуск магистров по направлению «Агроинженерия» в количестве 4-х человек
2011 г., сентябрь Начата подготовка бакалавров по направлению подготовки «Агроинженерия»
2012 г., сентябрь На факультете открыто новое направление подготовки бакалавриата «Электроэнергетика и электротехника»
2015 г, июнь 65 лет факультету. Состоялся первый выпуск бакалавров по направлению подготовки «Агроинженерия» в количестве 81 человека
2016 г., июль Состоялся первый выпуск 19 бакалавров по направлению «Электроэнергетика и электротехника». Выпущен 100-й магистр на факультете.
Государственные награды и почетные звания за трудовые достижения
и успехи в научно-педагогической деятельности
Орден Трудового Красного Знамени
В.Г. Ильин
М.В. Орешкина

Орден Дружбы
В.Ф. Некрашевич

Медаль ордена «За заслуги перед отечеством» II степени
А.М. Лопатин

Медаль «За трудовую доблесть»
В.Ф. Некрашевич

Медаль «За труды по сельскому хозяйству»
А.М. Лопатин

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.»
Ю.Б. Барковский

Медаль «Ветеран труда»
М.В. Орешкина
С.В. Челышев
В.Ф. Некрашевич
Ю.Б. Барковский
В.Г. Ильин
Л.Д. Дорофеев
В.Н. Беляев
Г.А. Борисов
А.М. Лопатин
В.С. Махнач
П.И. Веденикин
Ю.П. Никольский
В.В. Черняева
В.А. Ксендзов
Т.Н. Васильева
Ю.Я. Прокопенко
А.С. Мирохин
М.И. Обухова
А.И. Бель
Е.Н. Цибикова
А.И. Янькова
С.Г. Малюгин

Заслуженный деятель науки и техники РФ
В.Ф. Некрашевич
В.А. Ксендзов
А.И. Рязанцев

Отличник образования Казахской ССР
Т.Н. Васильева

Заслуженный работник сельского хозяйства РФ
А.М. Лопатин

Почетный работник Высшего профессионального образования РФ
Г.А. Борисов
Е.В. Лунин
Н.В. Бышов
М.В. Орешкина
Т.Н. Васильева
И.И. Гришин
В.М. Пащенко
А.И. Рязанцев

Ветераны Великой Отечественной Войны
Портнов А.М.
Кущев Е.И.
Баклов Е.А.
Либеров И.Е.
Бель А.И.
Степанов В.В.

В январе 1980 г. по приказу МСХ СССР за №390 от 1 ноября 1979 г. при Рязанском сельскохозяйственном институте организовано студенческое конструкторское бюро (СКБ).  СКБ имеет свою эмблему и «Положение о работе СКБ»,  утверждённое ректором РГАТУ. Характер СКБ – общеуниверситетский при инженерном факультете.

Основные задачи:

Проведение научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов, научно-исследовательской работы магистрантов и аспирантов, которые являются продолжением и развитием учебного и научного процессов.

Работы в СКБ выполняются членами СКБ по планам НИР и ОКР, индивидуальным планам подготовки студентов, индивидуальным планам научно-образовательной деятельности магистрантов и аспирантов под  руководством  профессоров и преподавателей с различных кафедр университета.

В составе СКБ РГАТУ работает 20 кружков, в которых заняты 83 студента РГАТУ. Кружками руководят 4 профессоров, 16 доцентов и препода-вателей кафедр инженерного и автодорожного   факультетов. Количество разрабатываемых научно-технических тем – более 20-ти.

Под руководством д.т.н., профессора  Бышова Н. В.:

  • модернизирован и переоборудован ст. преподавателем Корнюшиным В.М. трактор МТЗ-80 для работы на биотопливе (рапсовое масло). Разработаны чертежи и изготовлен образец универсального подогревателя биотоплива, разработана новая конструкция форсунок для биотоплива, получено два патента на полезную модель;
  • разработана лабораторная установка картофелекопателя с сепарирующим устройством центробежного принципа действия  ст. преподавателем Якуниным  Ю.В., получен патент на полезную модель.

Члены Студенческого конструкторского бюро получили Дипломы лауреатов «Всероссийского конкурса  на лучшую научную работу среди студентов высших учебных заведений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации», проходившего в мае 2010, 2011, 2013 г.г. в Саратовском аграрном университете им. Н.И. Вавилова.

Highslide JS Highslide JS Highslide JS

Highslide JS Highslide JS Highslide JS

Highslide JS

Наиболее актуальные разрабатываемые в настоящее время темы: «Преимущества и недостатки применения рапсового масла в качестве  биодизельного топлива», «Переоборудование и модернизация трактора МТЗ-80 для работы на биотопливе (рапсовом масле) и его экономические показатели».

Получены следующие результаты:

  • изучена и исследована технология выращивания и уборки рапса, переработка его в растительное масло;

  • изготовлен опытный образец трактора МТЗ-80, работающего на двух видах топлива;
  • получены 2 патента РФ на полезную модель «Универсальный подогреватель биотоплива» и  «Распылитель безштифтовой форсунки для масляного биотоплива».

 

Трактор МТЗ-80 является двухтопливным, работающим в период полевых работ на чисто рапсовом масле, а в зимнее время его двигатель переключается на питание дизтопливом. Трактор имеет два бака, ёмкостью по 65л: один для биотоплива, другой – для дизтоплива. Возможна работа двигателя на смеси двух топлив 50% на 50%.

Расход топлива на номинальном режиме:

на дизтопливе – 13 кг/ч,  на биотопливе  – 13 кг/ч.

Мощностные показатели двигателя при работе на рапсовом масле уменьшаются на 5%.

Годовой экономический эффект за счёт сокращения затрат на топливо для трактора МТЗ-80 составляет 200 000 руб, а при наработке до капремонта  -  1 482 000 руб.

На тракторе установлен «Универсальный подогреватель  биотоплива», разработанный в СКБ, на который  получен  Патент  на  полезную  модель

№ 1381 от 24.08.2009 г. На переоборудование трактора имеется полный пакет конструкторской документации. Разработана «Инструкция по эксплуатации трактора при работе на биотопливе». Стоимость переоборудования составляет не более 3 000 руб.

 

Highslide JS

Студенты инженерного факультета проводят запуск трактора МТЗ-80, работающего на рапсовом масле.

Highslide JS

Студенты кружка «Применение биотоплива в тракторных двигателях» за сборкой оборудования к системе питания трактора МТЗ-80 на рапсовом масле.

Распылитель для масляного биотоплива.

 

 
Highslide JS

ТРАКТОР МТЗ-80, РАБОТАЮЩИЙ НА БИОТОПЛИВЕ

(РАПСОВОЕ МАСЛО)

В студенческом конструкторском бюро Рязанского государственного агротехнологического университета имени П.А. Костычева выполнена конструкторская разработка по переоборудованию системы питания тракторов МТЗ-80 на натуральное рапсовое масло. Конструктивная часть разрабатывалась с учётом опыта работы тракторов на данном виде топлива в хозяйствах Рязанской и Московской областей и Алтайского края.

Показатели экологичности и экономической эффективности использования рапсового масла:

  • безопасность при перевозке, заправке, хранении;
  • полная биоразлагаемость при попадании в почву;
  • снижение выбросов NO на 20%, С Н – до 37%, сажи – на 20-70%, отсутствуют соединения серы;
  • увеличение наработки до капремонта в 1,5 раза;
  • стоимость топлива – 5 руб/л;
  • годовой экономический эффект – до 130 тыс. руб., при наработке до капремонта – 1 млн руб.
  • окупаемость – 5-10 рабочих дней.

Работа тракторов на биотопливе производится только в весенне-летний и осенний периоды при температуре окружающей среды не ниже 0 С. В зимнее время трактора без переналадки работают на дизельном топливе, т.е. они трёхтопливные. Имеется также возможность их работы на смеси дизтоплива и растительного масла в различных соотношениях.

Разработанная конструкция позволяет переоборудовать трактора в любом с/х предприятии; составлена «Инструкция по эксплуатации», в которой перечислены основные правила эксплуатации переоборудованных тракторов.

Затраты на переоборудование трактора составляют всего 5000 руб. На переоборудование трактора имеется полный пакет конструкторской документации.

Использование предлагаемой конструкции системы питания трактора значительно снижает себестоимость производства продукции в с/х предприятиях, имеющих возможность выращивать рапсовые семена и получать из них масло, за счёт экономии затрат на топливо для тракторной техники.

Highslide JS Highslide JS Highslide JS

Highslide JS Highslide JS Highslide JS

Highslide JS

ИНЖЕНЕРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ (МЕХАНИЗАЦИИ С/Х) В 21 ВЕКЕ

10 июня 1950 г. в Рязанском сельскохозяйственном институте открылся факультет-механизации сельского хозяйства, который был организован Постановлением Совета Министров и призван готовить инженеров-механиков широкого профиля, умеющих грамотно эксплуатировать, проводить техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники, конструировать новые машины. На основании результатов вступительных экзаменов на факультет были зачислены 71 студент, из них фронтовиков - 6, школьников - 52, окончивших техникумы - 2. В числе поступивших было 9 девушек. Несколько позже перевелись с агрофака на мехфак и из других вузов еще 4 студента.

В сентябре 1953 г. на базе кафедры механизации и электрификации сельскохозяйственного производства были созданы специальные кафедры: тракторов и автомобилей; сельскохозяйственных машин; эксплуатации и ремонта машин.
 
Первым деканом факультета был избран Коновалов Владимир Федорович, 1915 года рождения, кандидат технических наук. Он возглавлял факультет с 1950 по 1956г.
 
Владимир Федорович окончил Московский институт механизации и электрификации сельского хозяйства, фронтовик, орденоносец, личность яркая, одаренная, талантливая. Он вложил в основание факультета все свои лучшие человеческие и профессиональные качества. С большой теплотой и благодарностью вспоминают его выпускники 50-х годов.

В последующие годы факультетом руководили д.с.-х.н., профессор Ф.В. Грищенко (с 1956 по 1962 г.), к.т.н., доцент И.Е. Либеров (с 1962 по 1970 г.), к.т.н., доцент Б.А. Ларин (с 1970 по 1974 г.), к.т.н., доцент Л.Я. Орлов (с 1974 по 1978 г.), к.т.н., профессор А.М. Лопатин (с 1978 по 2001 г.), который возглавлял факультет более 22 лет, внес значительный вклад в подготовку специалистов инженерной службы АПК Рязанской, Тамбовской, Тульской, Липецкой, Московской и др. областей. Автор более 80 печатных трудов, в том числе 3 учебных пособия и 5 изобретений. За выдающиеся заслуги и добросовестный труд награжден правительственными наградами. С 2001 по 2009 годы деканом являлся д.т.н., профессор, действительный член (академик) Российской академии транспорта, почетный работник высшего профессионального образования РФ Н.В. Бышов. С 2009 по 2010 годы факультет возглавлял д.т.н., профессор С.Н. Борычев.

В настоящее время деканом является к.т.н., доцент А.Н. Бачурин, которому помогают заместители: по учебной работе – Ю.В. Якунин; по практикам и рабочим профессиям – С.Е. Крыгин; по воспитательной работе среди студентов – к.т.н., доцент Р.В. Безносюк.

Учебный корпус инженерного факультета

 

сентябрь 1971 год

 

 

май 2016 год
За 53 года факультет механизации с.-х. вырос в самый крупный в академии, получив в 2003 году статус инженерного факультета.

До 2006 г. на инженерном факультете велась подготовка инженеров по шести специальностям:
- механизация сельского хозяйства;
- электрификация и автоматизация сельского хозяйства;
- организация перевозок и управления на транспорте;
- сервис транспортных и технологических машин и оборудования;
- автомобили и автомобильное хозяйство;
- автомобильные дороги и аэродромы.

С 1.09.2006 г. на базе инженерного факультета был создан автодорожный факультет. В настоящее время на факультете учится около 1200 студентов, а педагогический коллектив в составе 8 кафедр насчитывает 117 сотрудников, из которых 16 докторов технических наук, профессоров, 39 кандидатов наук, доцентов. В составе факультета 2 общетехнические кафедры и 6 специальных.

В 1955 году состоялся первый выпуск факультета механизации. Молодые инженеры-механики по эксплуатации и ремонту тракторов, автомобилей и сельхозмашин были распределены в Рязанскую область и на целинные земли.

За годы существования выпущено более 10000 специалистов – инженеров, более 200 бакалавров и свыше 100 человек магистров.
 
В составе факультета действуют научно-исследовательские лаборатории, студенческое конструкторское бюро.

С 12 мая 1995 года функционирует Совет по защите докторских диссертаций.

С первых лет организации коллектив факультета постоянно оказывает существенную помощь труженикам сельского хозяйства.

В 1954-1955 годах под руководством И.Е. Либерова и А.И. Самошина были проведены автопробеги по тракторным бригадам Рязанской области, во время которых студенты и преподаватели участвовали вместе с механизаторами в ремонте техники.

Освоение целины стало одной из ярких страниц истории нашего народа. Не остался в стороне и коллектив факультета механизации с.-х.
В 1957-1959 г.г. свыше 300 студентов принимали участие в уборке целинного урожая в Казахстане. За доблестный труд студенты Н.П. Радугин Н.И. Мокроусов и М.М. Слугин были награждены медалями – «За освоение целинных и залежных земель»; в 2004 году А.М. Лопатин, С.В. Челышев, А.С. Мирохин награждены памятной медалью «50 лет начала освоения целинных земель».
 
С 1970 г. на факультете стали ежегодно формироваться студенческие механизированные отряды. Первый такой отряд из 40 студентов мехфака, убирал урожай в Захаровском районе Рязанской области. Командиром отряда был Виталий Ганченко, комиссаром – Владимир Самошин.


1975 год,  совхоз «Пионер» Пронского района


В последующие годы в хозяйства области постоянно выезжают по 10-15 отрядов, в составе которых до 300 студентов. За сезон убирается зерновых с площади 20-25 тысяч га, вспахивается до 4-6 тысяч га зяби. Студенты устанавливают и рекорды по намолоту зерна. В 1987 г. М. Солдатов намолотил на комбайне СК-5 1000 т зерна, а в 2003 г. – Н. Улитин на комбайне Дон-1500Б – 1600 т., 2008 г. на комбайне Дон-1500Б – А.Галкин намолотил 1818 т. В 2012 году боец механизированного отряда Дмитрий Руппель установил новый рекорд, на комбайне Дон-1500Б намолотил 2462 тонны зерна. На комбайнах иностранного производства в 2008 году М. Рожков намолотил 2400 т зерна, а в 2015 Нуштаев Николай на комбайне Claas Tucano 450 намолотил 2520 т зерновых и 1553 т кукурузы на зерно.


Highslide JS

Проводы бойцов механизированных отрядов
Highslide JS

Вручение наград по итогам работы в студенческих отрядах

ДЕКАНЫ ИНЖЕНЕРНОГО ФАКУЛЬТЕТА (МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА)

Владимир Федорович Коновалов

кандидат технических наук, доцент

с 1949 по 1956 г.г.
Федор Васильевич Грищенко

доктор сельскохозяйственных наук, профессор

с 1956 по 1962 г.г.
Исаак Ефимович Либеров

кандидат технических наук, доцент

с 1962 по 1970 г.г.
Борис Андреевич Ларин

кандидат технических наук, доцент

с 1970 по 1974 г.г.
Леонид Яковлевич Орлов

кандидат технических наук, доцент

с 1974 по 1978 г.г.
Анатолий Михайлович Лопатин

кандидат технических наук, профессор

с 1978 по 2001 г.г.
Николай Владимирович Бышов

доктор технических наук, профессор

с 2001 по 2009 г.г.
Борычев Сергей Николаевич

доктор технических наук, доцент

с 2009 по 2010 г.г.
Алексей Николаевич Бачурин

кандидат технических наук, доцент

с 2010 г.